Положение левой руки
Благодаря правильной постановке левой руки достигается быстрота, легкость и независимость движения пальцев, а следовательно, точность, длительность звучания и быстрая смена звуков. Приступать к упражнениям для левой руки можно только после того, как будет достигнута правильная постановка правой, то есть, когда исполнитель отработает точность и правильность последовательности движений пальцев.
Прежде всего необходимо последовательно положить указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец на одну струну таким образом, чтобы первый палец находился на I - ладу, второй на II, тритий - на III, а четвертый на IV. При этом большой палец левой руки должен упираться последней фалангой в заднюю часть грифа, примерно на уровне указательного пальца. Большой палец выполняет функцию упора и уравновешивает силу нажатия на струны других пальцев. Как и в случае с правой рукой, все движения выполняются только пальцами, а не всей кистью, которая должна располагаться перпендикулярно к грифу. Сама же кисть, должна находиться в таком положении, чтобы ладонь не касалась нижнего края грифа или его задней части. Сгибая и разгибая пальцы, опускают их на струны. При этом пальцы не следует отводить слишком далеко от струн. Во время прижатия струн, пальцы должны быть полусогнуты, само прижатие выполняется подушечками пальцев, кроме тех случаев, когда используется Прием баррэ, с которым вы можете ознакомится у нас на сайте.
Прижимать струны нужно возле ближайшего к розетке металлического порожка каждого лада. Если прижать струну по центру или возле дальнего к розетке порожка, звучания не будет. В лучшем случае удастся извлечь глухой, невыразительный звук. Кроме того, для извлечения звука понадобится приложить больше усилий.
Положение пальцев левой руки на грифе, позволяющее извлечь несколько звуков различной высоты разными пальцами без перемещения самой руки, называется позицией. Позиция определяется местоположением указательного пальца. Если он находится на I ладу, то пальцы занимают первую позицию и т. д.
Позиции, как и лады, обозначаются римскими цифрами, ставятся над нотным станом и, как правило, используются для предупреждения о том, что указательный палец должен прижать струны приемом баррэ. Иногда границы позиций отмечаются пунктирной линией. Разные пальцы могут зажимать струны на одном ладу (в этом случае их ставят ближе друг к другу) или на разных ладах (в этом случае их расставляют). В какой бы позиции ни находились пальцы, нельзя допускать прогиба в суставах во время прижатия струн.
Прогиб допускается только в тех случаях когда указательный палец зажимает не одну, а две или три струны сразу, в то время как другие пальцы зажимают, 5 или 6-ю струну. Но приступать к освоению этого приема можно только тогда, когда пальцы будут легко зажимать одну струну без прогиба. Во время прижатия, пальцы и рука в целом не должны испытывать чрезмерное напряжение (если прижатие затруднительно, следует убедиться в том, что струны натянуты не очень сильно или не слишком удалены от грифа). Так же напряжения может возникать в тех случаях, если занятия проводятся не регулярно, а от случая к случаю. Высокая нагрузка ограничивает подвижность пальцев, необходимую и для смены аккордов, и для исполнения соло.
Так же как и пальцы правой руки , пальцы левой имеют свое обозначение, но не буквенное, а цифровое :
- указательный палец -1
- средний палец - 2
- безымянный палец - 3
- мизинец - 4
Цифровые обозначения пальцев левой руки ставятся над нотным станом. В том случае, если требуется извлечь звук без прижатия струны, над соответствующей нотой ставится 0 .